
15 — 21 сентября Министерство здравоохранения РФ объявило — Неделя популяризации безопасности пациента и популяризации центров здоровья (в честь Всемирного дня безопасности пациента 17 сентября).
Кабинет медицинской профилактики ГБУЗ СО «ТГКБ №1 им. В.А. Гройсмана» информирует о том, что всемирный день безопасности пациентов предоставляет возможность для повышения информированности общественности и укрепления взаимодействия между пациентами, медперсоналом, политическими деятелями и руководителями в сфере здравоохранения с целью улучшения безопасности медицинской помощи.
Первостепенное значение в медицинской практике имеет обеспечение безопасности пациентов. Любая форма медицинской помощи, независимо от ее типа и условий, связана с определенной степенью риска для здоровья пациентов.
Для улучшения ситуации необходим комплексный подход, затрагивающий все уровни системы здравоохранения. Это подразумевает широкий спектр действий, направленных на совершенствование организации работы, включая активное привлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход, к процессу обеспечения безопасной медицинской помощи.
Безопасность в сфере здравоохранения определяется как отсутствие предотвратимого ущерба, вероятности его возникновения, а также снижение возможного вреда для жизни и здоровья граждан, медицинских работников и окружающей среды в процессе оказания медицинской помощи.
Всемирная ассамблея здравоохранения, признавая приоритетность безопасности пациентов, приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и учредила Всемирный день безопасности пациентов, отмечаемый 17 сентября.
Основная цель этого дня – повышение осведомленности о проблемах безопасности пациентов и стимулирование международного сотрудничества для снижения рисков и предотвращения вреда, как среди профессионалов, так и среди пациентов и их представителей.
В 2025 году темой Всемирного дня станет «Безопасная помощь новорожденным и детям», поскольку негативные последствия ошибок в педиатрической помощи могут быть пожизненными.
Задачи этого дня: повысить осведомленность о рисках в педиатрии и неонатологии, побудить правительства и организации к разработке долгосрочных стратегий, расширить роль родителей и детей в обеспечении безопасности, а также активизировать научные исследования в этой области.
Основные тезисы 2025 года: дети требуют индивидуального подхода, безопасность должна быть приоритетом в любом учреждении, наиболее распространенные причины вреда известны, а безопасность зависит от надежных систем и командной работы.
Лозунг информационной кампании: «Безопасность пациентов – с самого начала!», подчеркивающий право каждого ребенка на безопасное медицинское обслуживание с рождения, учитывая их уязвимость и зависимость от взрослых.
Тем не менее, существующая статистика ВОЗ указывает на то, что вред причиняется примерно каждому десятому пациенту, а небезопасная помощь приводит к миллионам смертей ежегодно. Неправильная диагностика и назначение лекарств являются причиной половины случаев причинения вреда, 80% которых можно предотвратить. Инвестиции в безопасность пациентов приводят к значительной экономии и улучшению исходов. Несоблюдение правил безопасности в хирургии приводит к осложнениям у 25% пациентов, а нежелательные события являются причиной 15% расходов и рабочей нагрузки в больницах стран организации экономического сотрудничества и развития.
Основные функции центра здоровья – способствовать улучшению здоровья населения путем:
- Повышения уровня знаний о факторах, негативно влияющих на здоровье;
- Оценки индивидуального состояния здоровья и прогнозирования его динамики;
- Формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- Подготовки будущих родителей к осознанному выполнению родительских обязанностей;
- Обучения населения, включая детей, основам гигиены и здорового поведения, а также поддержки в отказе от вредных привычек;
- Предоставления информации о современных методах профилактики различных заболеваний;
- Консультирования по вопросам поддержания и укрепления здоровья, включая рекомендации по питанию, физической активности и образу жизни;
- Разработки индивидуальных программ оздоровления;
- Организации мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни, в том числе в сельской местности;
- Анализа информации о профилактике неинфекционных заболеваний и продвижении здорового образа жизни для повышения эффективности работы центра.
Задачи Всемирного дня безопасности пациентов:
- Ознакомление пациентов с рисками, которые могут возникнуть при диагностических процедурах, и повышение понимания того, насколько важно получать точные, быстрые и надежные диагнозы для их здоровья;
- Признание того, что безопасность в процессе диагностики должна стать ключевым направлением в системе здравоохранения на всех уровнях, соответствуя мировым стандартам;
- Укрепление сотрудничества между здравоохранительными учреждениями, медицинским персоналом, организациями пациентов и другими заинтересованными сторонами для обеспечения бесперебойной, своевременной и безопасной диагностики;
- Вовлечение пациентов и их родственников в процесс улучшения диагностики через активное взаимодействие с медицинскими работниками и администрацией здравоохранения.
Категории граждан, которым оказываются медицинские услуги в центре здоровья:
- Граждане, впервые обратившиеся самостоятельно для прохождения комплексной диагностики состояния здоровья;
- Пациенты, направленные врачами из амбулаторных и поликлинических учреждений;
- Лица, направленные врачами после углубленной диспансеризации (I и II группы здоровья);
- Пациенты, направленные врачами из стационаров после перенесенных острых заболеваний;
- Граждане, направленные работодателем на основании заключения врача, ответственного за проведение регулярных и углубленных медицинских осмотров (I и II группы здоровья);
- Подростки в возрасте 15-17 лет, обратившиеся самостоятельно;
- Дети в возрасте от рождения до 17 лет, направленные родителями или законными представителями.
Принципы культуры безопасности:
- Понимание, что ошибки неизбежны, особенно в сложных медицинских ситуациях; Акцент на создании надежных систем и процессов, которые минимизируют вред от этих ошибок;
- Четкое понимание потенциальных опасностей, связанных с оказанием медицинской помощи;
- Формирование среды, в которой сотрудники чувствуют себя в безопасности, чтобы сообщать об ошибках и проблемах без страха репрессий;
- Поощрение эффективного взаимодействия между различными подразделениями и специалистами для повышения безопасности пациентов;
- Непрерывное вовлечение всех сотрудников в процесс улучшения безопасности пациентов.
Достижение наивысшего уровня защищенности в сфере здравоохранения – это важная общегосударственная цель, реализация которой невозможна без координации действий всех причастных субъектов, а именно государственных, ведомственных, общественных (включая организации пациентов).